Статья "Трудные дети" - дети, которым трудно!

 

Наш детский дом

Сайт Центра помощи детям-сиротам

и детям, оставшимся без попечения родителей

г. Озерска

 

"Трудные дети" - дети, которым трудно!

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли... Нет!

Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

 

 

Воспитание детей – огромный труд, который прежде всего ложится на плечи родителей, а в нашем случае воспитателей, так как, сколько бы ни ссылались на дет­ские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени дети находятся в семье. Наши дети взрос­леют, становятся умнее. И нам хоте­лось бы, чтобы проблем в общении становилось меньше, но так не проис­ходит. Вначале ребенок становится «трудным». «Трудный» ребенок - это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. «Трудный» он не только для нас, взрос­лых, но в первую очередь для себя. «Трудный» ребенок - страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный.

 

Он это чувствует. Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелатель­ного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале - трудно­сти с адаптацией при поступлении в детские учреждения, затем - недоста­ток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорга­низованности, нарушениям дисципли­ны. «Трудные дети» всегда являются для нас педагогов,  загадкой: то невпо­пад рассмеются, то неожиданно запла­чут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Эти дети постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят нас, педагогов, до раздражения или отвращения к себе. Странности в пове­дении «трудных детей» вызывают у нас страх, что мы можем с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитатель­ных усилиях. Причина бессилия вос­питателя и даже коллектива перед «трудным» ребенком кроется не в том, что этот ребенок неисправим, а в том, что сам процесс воспитания идет по ложному пути. Наша ошибка состоит в том, что мы стремимся только искоре­нять пороки. Следовательно, для выпрямления личности нам, педагогам, необходимо прежде всего организо­вать правильное поведение самого воспитанника, различными способами привлекать его к совершению мораль­но ценных поступков, поощрять их. Такую тактику можно назвать тактикой проектирования положительных качеств личности и организации опыта ее правильного поведения.

 

Лишенная отцовской и материн­ской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может разви­ваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется. В то же время численность по-настоящему «трудных детей» в последнее время сильно рас­тет. Они уходят из дома, бродяжнича­ют, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алко­голь и наркотики или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за ком­пьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, играют в компьютер­ные игры. Им трудно жить, так как их душа обделена любовыо и добром со стороны главных для них взрослых - их родителей.

 

Запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невниматель­ного отношения к ним окружающих, родителей, воспитателей, учителей. Это равнодушие дети глубоко пережи­вают как свое одиночество, ненуж­ность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребенок ищет новые формы самоутверждения и обычно выбирает те, которые явля­ются неэтичными и даже противоправ­ными. Я предлагаю вниманию родите­лей, воспитателей и учителей данную притчу.

 

ПРИТЧА О ПЕРЕВЕРНУТОМ КАМНЕ

 

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

 

Эта притча как нельзя лучше под­тверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина на поверхности. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате, лжи, в нашем эгоизме, себя­любии.

Вот те главные слова, которые сегодня вы должны сказать своим вос­питанникам:

«Я вас понимаю, ценю и принимаю; когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем».

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»